Спецпредложение

Вечер сто девяносто шесть (фотоотчет Н. Симоновского)

Поэзия Олега Охапкина

26 марта 2015, ЧТ, 19:00
Вечер сто девяносто шесть  (анонс)

 

В предисловии к «Философской лирике» Татьяна Горичева написала:

«Олег Охапкин – особая фигура в петербургской, метафизически серьезной  поэтической традиции... одна глубоко православная черта характеризует его стихи: в нем нет дуализма между духом и плотью, между сверхъестественным и природным, между поэзией и прозой...»

Многое не очевидно в творчестве Охапкина. Например, что это сложный автор (при видимой простоте, даже прозрачности большого корпуса текстов), что это самый серьезный религиозный автор в современной литературе (барочные черты его поэтики отталкивают специалистов-богословов), ибо спиритуальная (по определению В. Кривулина) петербургская поэзия, к которой принято относить и творчество Охапкина, не имеет системы координат христианского богословия. Спиритуальная поэзия, будучи в философском основании экзистенциальной (творчество Е. Шварц, А. Миронова, В. Кривулина), игнорирует богословскую образованность Охапкина и, таким образом, самые большие его достижения остаются не понятыми. Предполагаемый трехтомник – это попытка раскрыть путь последовательного восхождения «от силы в силу» Олега Охапкина как поэта и мыслителя.

В русской поэзии Олег Охапкин продолжил линию Державин – Тютчев, обогатив ее живым языком XX века. В поэтическом пространстве 1960-х гг. складывалось множество различных направлений. Были «ахматовский сироты» (Найман, Бродский, Бобышев, Рейн), «аристократы-эзотерики» (во главе с Волохонским), неодадаисты (Эрль, Миронов). Олег Охапкин и Леонид Аронзон стояли особняком. Охапкин был лидером группы, в которой проявляли интерес к архаическим поэтическим формам поэзии XVII века, к силлабике. Но они не пытались их реконструировать. Это был своеобразный авангардизм через архаизм.

«Охапкинские Чтения» будут представлены как новый проект НП «Русская культура». Мыслится, что они смогут стать площадкой для представления современной неоклассической поэтической традиции. Своими мыслями на этот счет поделится поэт Дмитрий Ивашинцов (президент НП «Русская культура»).

Ведут вечер –

вдова поэта Татьяна Ковалькова

и поэт Всеволод Рожнятовский

 

Книги Олега Охапкина можно приобрести на вечере по отпускной цене

 

 

ОЛЕГ ОХАПКИН

Родился 12 октября 1944 года в Ленинграде. В 1961 г. окончил Архитектурно-художественное ремесленное училище. Затем – три курса музыкального училища им. Мусоргского (класс вокала). Стихи печатались в самиздатовских журналах «Обводный канал», «Часы», «37», «Вече» (Москва) и других. После публикации в альманахе «Аполлон-77» стихи Охапкина начинают печататься за рубежом: в антологии «У Голубой Лагуны», в журналах «Грани», «Время и мы». «Эхо», «Вестник РХД». Первая книга стихов (написанных в период с 1968 по 1973), когда поэту было 43 года, издана в 1989 г. в парижском издательстве «Беседа» Татьяной Горичевой. В период Перестройки его стали активно печатать толстые журналы «Звезда», «Нева», «Аврора». С 1990-го член Союза писателей Санкт-Петербурга. В 1995 г. получил литературную Державинскую премию «За развитие российской оды».

Книжная библиография весьма скромна:

Стихи. — Л.-Париж: Беседа, 1989 (предисловие Виктора Кривулина).

Пылающая купина. — Л.: Советский писатель, 1990 (предисл. Владимира Кучерявкина).

Возвращение Одиссея. — СПб.: Mitkilibris, 1994 (предисл.Андрея Арьева).

Моление о Чаше. — СПб.: Mitkilibris, 2004 (предисл.Андрея Арьева).

Лампада. — СПб.: Русская культура. 2010 (предисл. Татьяны Ковальковой).

Любовная лирика. — СПб.: Союз писателей России & Русская культура. 2013 (предисл. Тамары Буковской).

Философская лирика. — СПб.: Русская культура. 2014 (предисл. Татьяны Горичевой; послесловие Александра Щипкова).