Спецпредложение

Вечер девятый (фотоотчет). Лариса Березовчук-1


11 мая 2006, ЧТ, 19:00

Лариса Березовчук представляла стихотворения из цикла «Истома подпушья». Произведение написано в традициях барочной аллегорической поэзии. Его персонажи — беркут, хазлаки, орланы белохвостые и белоголовые — своей жизнью воплощают мир поэтов и поэзии. Цикл насквозь полемичен. В основе полемики – крутые «разборки». «Ястреб» Иосифа Бродского против «орлов» Ларисы Березовчук.

Соведущим вечера был поэт, художник и критик Евгений Антипов. Если Лариса обходилась практически без прозаических комментариев (она представляла несколько больших стихотворных блоков из «Истомы подпушья»), то Евгений делился со слушателями своими рассуждениями об орлах и поэтах, обходясь без «костылей» ритма, метра и рифмы. Прозаические пассажи Антипова о морских, лесных и прочих орлиных разновидностях, а также извлекаемые из музыкального аппарата — при помощи звукорежиссера Ольги Смирновой — разнообразные клекоты орланов и хазлаков не только давали слушателям возможность переключиться и отдохнуть от насыщенного и плотного лирического потока «Истомы подпушья», но и – вместе со стихами Ларисы – создавали своеобразную архитектонику вечера, одного из самых необычных в «Старой Вене».

Лариса Николаевна Березовчук — поэт, литературовед. Родилась в Киеве. Окончила историко-теоретический факультет Киевской консерватории и аспирантуру Ленинградского института театра, музыки и кинематографии; кандидат искусствоведения. Преподавала в Киевском театральном институте; после Чернобыльской катастрофы снова в Петербурге. Старший научный сотрудник сектора кино и телевидения Российского института истории искусств, доцент кафедры искусствознания СПбГУ кино и телевидения. Пишет стихи с 1990 г. Автор поэтических сборников «Лирика» (ч. 1, 1999), «Лирика» (ч. 2, 1999); книг, статей и учебных пособий по музыковедению, киноведению и теории культурных коммуникаций (около 150 публикаций). Разработанные ею комплекс приемов письма (организация текстов в крупные целостности, взаимодействие эмоциональных и стилистических паттернов эпохи барокко с формальными устремлениями классического авангарда) и специфичную манеру декламации (вплоть до введения реального речевого многоголосия) называет эстетикой «новой риторики». Куратор литературного клуба «Лицей» (с 1998 г.). Инициатор проектов: серии поэтических вечеров «Мастерская просодики» (с 1997 г.) и руководитель исполнительского коллектива поэтов-декламаторов «Территория красноречия» (с 1998 г.). Автор ряда исследовательских статей о творчестве Геннадия Айги, Александра Горнона, Аркадия Драгомощенко, Виктора Летцева.

ЧРЕВО КИТА 2:

НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЛНЫ

Укачивает успокоение в привычном.

Рано или поздно

захочется поверить в реальность

предания о Левиафане.

Как ласкает музыка инерции! Мы плывем,

плывем, благословляя тьму…

Дальше. Лишь изредка

рядом с нами вдруг становится пусто

— это субмарина чья-то

слишком рано исчезла: оболочка

не выдержала сил трения. Прахом

становится напряжение

в овеществившейся длительности чрева.

Ну и что? Для тех, кто остался,

утрата не заметна.

Но вот, предчувствуя неизбежное,

адреналин начинает кричать, хоть еще ничего

не происходит. Да и что может случиться

в одинаковом? Если не знаешь

начала и конца,

для потока — везде середина.

В одиночестве отвыкают бояться.

Место — исток притяжения. Судьба

— а она у всех нас одна -

центрифуга, сальто которой не замечают.

Если шизофренией не болен,

начинаешь чувствовать гравитацию — сальдо

меж полюсами: знать, сотрясается чрево

прибоем нерегулярной волны. В ней

пылинки подводных лодок

искрятся потенциалом энергий другого.

Тумблер напряжения включен,

нарушая расписание перистальтики монстра.

Лариса Березовчук. Из композиции

«Обреченные на фальстарт»